Сайт художника Иосифа Арбисмана |
|
главная - галерея - статьи - контакты | |
Археология бессознательного: знак, символ, архетип Овеществленная душа мира – краска – слита в живописи Иосифа Арбисмана со знаком, символом, архетипом… Кажется, что его живопись близка по образу и, отчасти, приёмам, к архаическому и традиционному искусству. Но такое «цитирование» кажущееся ,рождение образа и «тела» картины в живописи художника гораздо сложнее. Он не столько интерпретирует традиции архаического искусства, сколько пытается воссоздать сам процесс его рождения. Для этого художник погружается в, своего рода, археологию бессознательного. Проникая в его глубины, являющиеся его собственными глубинами, он извлекает пра-знаки, пра-ощущения, пра-образы – архетипы, живущие в нашем коллективном бессознательном. Он реконструирует архетип – к бесконечно универсальному через бесконечно индивидуальное. Ведь индивидуальное бессознательное является ключом к коллективному бессознательному, сохраняющему всю сокровищницу, коллекцию знаков, символов и образов. Именно так идёт разворачивание архетипа в историческом художественном сознании,и именно так идёт оно и у художника – через знак к символу и образу.Постепенно входит он в стихию бессознательного, где знак слит с чувственным, природный объект – с его культурной интерпретацией. Поэтому основа его творчества – медитативная, созерцательная, «прозревательная». Психологическая, а не художественная – художник максимально отдаляет себя от простого цитирования известных приёмов. Он их заново «открывает», воссоздает. Так архаика неожиданно сливается с мышлением художника-постмодерниста. Архаика актуализируется, переживается как основной модуль современного мироощущения. Но не как отказ от культуры: для Арбисмана архаика – позитивный фундамент культуры вообще. Это вечно продолжающееся библейское «называние имён»: художник «даёт имена» всему тому, что было, есть и будет потом, в одно, единое мгновение; что будет развернуто, усложнено, но в самой сердцевине своей сохранит свежесть и достоверность «начала мира», которое как потенция сохраняется на протяжении всего культурного развития. Художник увлечен археологией первоначального состояния мироздания, особого мироощущения, запечатленного на уровне знака и архетипа. Символы и знаки его картин являют «молодой мир», мироздание сразу после его рождения. Первоначальное сливается с движением времени, мгновенное – с вечностью. Мгновенное, становящееся, движущееся, динамичное – неотделимо от пребывающего «всегда». Картины Арбисмана структурны в своей основе. Они знаковы и одновременно чувственны, архетипичны и восхитительно случайны, этот непринужденно родившийся мир, вспыхнувший богатством форм и проявлений – весь неслучаен, оправдан своим существованием. Анна Флорковская, искусствовед |